amentus (amentus) wrote,
amentus
amentus

Category:

И что дальше?

Нынешняя буза в Беларуси со всей определенностью вновь поставила нас перед зеркалом, опять поставила перед нами все тот же роковой вопрос: что есть для нас поздний СССР и постсоветская Россия?
Ответ звучит вполне отчетливо: это  страна Лёней Голубковых – и Георгиев Бурковых.
  Почему Лёней – понятно: этот типаж  всем  знаком и вполне постигаем. Вот так он и выглядит, тот самый «простой человек», готовый  на все  чтобы «жи-и-ить лу-у-у-утше».  Нет, речь не об иконографии актера – конечно, весьма выразительной, иначе бы мы не запомнили этот образ. Лёня, как вечный участник разного рода сомнительных  сделок  в вечном амплуа лоха – многолик. «Обманутые дольщики»,  подписанты  разного рода  кредитных документов «мелким шрифтом»,  заемщики  «быстрых денег» и прочие покупатели на грош пятаков – вроде бы непохожи друг на друга – и все же полнее узнаваемы.
 А причем тут Георгий Иванович Бурков, актер с огромным количеством театральных ролей и  солидной фильмографией (около 80 картин)? Человек творческий, хотя и алкоголик – так кто там не алкоголик?    Ну да….был он автором «тайного дневника», в котором с  традиционным интеллигентским кокетством  называл себя «рабом»…в общем, диссидентствовал, как и многие прочие.
Оно конечно  противно постфактум, но причем тут Лёня, где точки пересечения? В ролях Буркова, конечно? а в какой роли – он многих играл, и играл блестяще?
   Есть такая роль у Буркова, которая  дает нам ключик к пониманию истинной роли Лёни Голубкова в событиях  конца ХХ в.  Роль, как и многие другие, написанная для него Эльдаром Рязановым в фильме «Гараж». Помните – «я за машину Родину продал!»?
А помните – за  тот самый ваучер, который  принял Лёня Голубков – обещали две «Волги»? С юмором были ребята, хорошо понимали психологию контингента! И «Гараж», конечно, смотрели!
Над репликой Буркова ржали до слез – чтобы потом  вполне всерьез  оперировать двухволговой бумажонкой: а что? а вдруг?  Нет, Лёня, конечно, достаточно сообразителен, чтобы почувствовать грубую разводку….но обмануть того нетрудно, кто сам обманываться рад. Что-то не помню я костров из непринятых ваучеров – хотя сейчас кого ни спроси, все ни при чем….
  Георгий Бурков, конечно, никак не отождествлял себя  с этим  родинопродавцем за машину. Он полагал себя – выше.  Хотя, конечно и «рабом» - а как же беэ «рабства».  Он бы, по статусу  творческого человека и несомненного интеллектуала, обладателя  большой библиотэки, в которой они и прятал сам от себя тот самый «тайный дневник», должен был объяснить Лёне, что продажа Родины за машину –весьма…подозрительная сделка. Но не объяснил. Почему-то. Видимо, был слишком сосредоточен на своих  «рабских» переживаниях с похмелья.  То есть – и сам не осознал.  Ибо тоже хотел «жи-и-ить лу-у-у-утше» - на своем кожаном диване под книжными полками.
   …Вот так, по воле Рязанова и Чубайса, они и нашли друг друга, бессмертный Лёня Голубков и бессмертный Жора Бýрков, (ибо сценический  Георгий Буркóв покинул этот мир, а Жора остался навсегда). И эта сцепка – при всех камуфляжах, в которые рядится порой Жора (у Лёни есть только статус «простого человека») – остается в России  неизменной.  Один не может без другого, один не существует без другого.  Один даже возненавидит другого – и ненавидит! Даже презирает!
А друг без друга не могут.
Так и живем.
И что дальлше? Цифровизация Лёни и Жоры?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments